• Contacts
  • г. Пудож, ул. Пионерская, 1
Голосование
Вам нравится уровень нашего обслуживания?

Поиск

Пожилой человек, его проблемы и их решение

 

  Генеральная Ассамблея ООН в отношении пожилых людей высоко оценивает вклад, который вносят пожилые люди в жизнь своих сообществ.   Всеобщая декларация прав человека ставит цель обеспечить осуществление универсальных норм в отношении конкретных групп населения, в частности  сделать полноценной жизнь лиц пожилого возраста. Особое значение для создания пожилым людям достойных условий жизни имеют, конституционные нормы о праве на жилище, достоинстве личности, свободе совести и вероисповедания, частной собственности, праве на получение квалифицированной  медицинской, социальной, юридической и иной помощи, в том числе бесплатной. Однако, изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; возникновением затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы в действительности.

     Конституция гарантирует много прав, и они полностью распространяются на пожилых людей и не содержат каких-либо ограничений, связанных с возрастом.

     Конституция гарантирует много прав, и они полностью распространяются на пожилых людей и не содержат каких-либо ограничений, связанных с возрастом. В целях наиболее полной реализации прав пожилых граждан во второй половине 90-х годов на федеральном уровне был применен метод решения проблем пожилых людей на программно-целевой основе с помощью государственных программ. Во исполнение соответствующего Указа Президента Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997г. № 1090 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы" была принята и реализована федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 1997-1999 годы. Срок действия Программы был продлен. Программа предусматривала межведомственное взаимодействие и прямую помощь субъектам Российской Федерации в комплексном решении наиболее острых проблем пожилых людей, связанных с неудовлетворительным состоянием здоровья, малообеспеченностью, одиночеством и т.п..  Основополагающая цель программы - улучшение социального положения граждан пенсионного возраста, создание благоприятных условий для реализации их прав и полноценного участия в экономической, общественной, культурной и духовной жизни России, улучшение межведомственной координации при решении проблем пожилых людей. Федеральная программа стала катализатором появления аналогичных региональных и муниципальных программ. В бюджетах всех уровней предусматривались средства на реализацию программ, обеспечение установленных законодательством льгот, оказание адресной социальной помощи и обеспечение обслуживания пожилых людей в различных отраслях социальной сферы. 

     Новое тысячелетие Россия встретила с тяжелым демографическим наследием, которое досталось от времен демонстрировавших пренебрежение ценностью человеческой жизни.  Попытки провести экономические преобразования в России без учета «человеческого фактора», вызвали двойной кризис — экономический и духовный.     Игнорирование современными экономистами при проведении реформ «человеческого фактора», состоящего из традиций, социального опыта, социально-психологических особенностей национальных групп, социокультурных особенностей регионов, привело к отрицанию самих реформ среди людей пожилого возраста и ностальгии по 70-м и 80-м годам прошлого столетия с их духовной и экономической определенностью.    Отличительной особенностью социального положения пожилых россиян явилось то, что девальвации подверглись не только финансовые средства, но и ценностные установки, профессиональный опыт. Политическая идеология сменилась на прямо противоположную. 

     Нынешняя реальная социальная политика в отношении пожилых также осуществляется посредством множества социальных программ разного уровня (федерального, регионального, муниципального), реализация которых направлена на решение различных текущих задач улучшения качества жизни пожилых людей. Данные программы повышали уровень готовности учреждений социальной сферы страны к новому этапу увеличения количества населения старших возрастов. Они ставили своей целью создание условий для повышения качества жизни пожилых людей на основе развития новой сети и совершенствования деятельности действующих учреждений социального обслуживания, обеспечения доступности медицинской, социальной и юридической помощи, социальных, образовательных культурно - досуговых и иных услуг, внедрения новых стратегий ухода, содействия: активному участию пожилых людей в жизни общества. Но, как обычно бывает «Хотелось как лучше, а получилось, как всегда»: все они взаимно не согласованы и не всегда последовательны; тесного межведомственного взаимодействия не получилось. Каждое ведомство: здравоохранение, культура, социальная защита и др. перетягивают «финансирование» конкретных программ на себя. Если с программами защиты материнства и детства наблюдаются хоть какие-то прогрессивные подвижки, то с программами для пожилых нет продуманной концепции развития  на долгосрочную перспективу. Оценку степени эффективности действующих программ произвести трудно, так как, во-первых: нет четких критериев, во-вторых, данные о конкретных достигнутых результатах централизовано не аккумулируются, не обобщаются, не анализируются и не распространяются, и в третьих – об инновационном опыте, достижениях мало  публикаций.  Время ставит вопросы создания новых организационных систем, которые бы могли эффективно решать насущные проблемы социальной сферы пожилых людей в условиях дефицита человеческих ресурсов и финансовых средств.

     Если с программами защиты материнства и детства наблюдаются хоть какие-то прогрессивные подвижки, то с программами для пожилых нет продуманной концепции развития  на долгосрочную перспективу. 

     Очень важна роль государства, как координатора программ разных уровней. Мир ещё никогда не жил в такой ситуации, когда численность людей старших возрастов составляет около четверти в структуре населения. Необходимо переосмыслить данную социальную проблему и депутатам и Министерству социального развития, и Министерству финансов и другим министерствам и ведомствам начать решать эту глобальную  задачу. В стране сложилась парадоксальная демографическая ситуация - продолжается увеличение доли пожилых в структуре населения, а меры по предупреждению и нейтрализации негативных последствий фактически не предпринимаются. 

     Проблема обостряется еще и тем, что у нас в стране нет научно-выработанных методов психофизической адаптационной работы с этой многообразной категорией граждан. Возросшее количество престарелых людей создает трудности для здравоохранения и социальных служб, требует дополнительного финансирования, разработки единого плана развития социальной сферы страны, с учетом интересов и насущных потребностей регионов. В связи с недостаточным финансированием с лицами предпенсионного и раннего пенсионного возраста  в крайне малых объемах ведется физкультурно-оздоровительная, профилактико - реабилитационная и  просветительская работа по вопросам психологических и физиологических особенностей, геронтологии, гендерных различий, профилактике заболеваемости и раннего старения, возможностях укрепления и реабилитации при конкретных заболеваниях. 

     От патерналистской опеки и попечительства следует переходить к стимулирующим и активизирующим стратегиям. Пора прекратить относиться к пожилым людям как к немощным и больным. 

     Научившись продлевать жизнь большинства людей до глубокой старости, очевидно, следует менять и стереотипы восприятия самой старости, как самими пожилыми, так и их родственниками, окружающими и самое главное властными структурами. От патерналистской опеки и попечительства следует переходить к стимулирующим и активизирующим стратегиям. Пора прекратить относиться к пожилым людям как к немощным и больным. Средства массовой информации должны стать активными пропагандистами и распространителями теорий, методик и новаторских практик по сохранению потенциалов здоровья и продуктивного старения. Ведь практика показывает, что истинные последствия старения населения не столь угрожающи, как представляется.
     Заинтересованным и дееспособным людям старшего возраста правительство частично обеспечивает возможности участвовать в каждодневной жизни общества и вносить в нее свой посильный вклад. От пожилых людей требуется лишь активность и инициатива. С учетом состояния нынешнего рынка труда, особенно в фазе кризисных явлений, пожилым людям, желающим трудиться, в основном предоставляются рабочие места, которые не соответствуют их ожиданиям, квалификации и стремлению реализовать себя. Для пожилых людей увеличиваются ограничения доступа к приносящей доход посильной занятости или трудоустройству. 

      Прекращение трудовой деятельности в связи с выходом на пенсию, особенно для  тех, кто имеет высокий трудовой потенциал и способен продолжать продуктивную профессиональную деятельность, является мощным стрессовым фактором. Ведь  возможность самореализации в труде служит необходимым условием продления активной жизни и здорового старения. Проблемы преодоления безработицы молодых людей, которым требуются благоприятные условия, чтобы пополнить рабочую силу, тесно взаимосвязаны с  политикой в области выхода на пенсию по старости. 

      С возрастом уровень удовлетворенности материальным положением снижается. Подавляющее большинство людей старше трудоспособного возраста оценивают свое материальное положение как неудовлетворительное, неустойчивое и ненадежное, и считают, что уровень их жизни заметно снизился. Наиболее острой остается проблема низкого размера минимальной пенсии по старости. Возможность удовлетворять материальные, культурные и социальные потребности за счет приобретения благ и услуг является определяющей характеристикой для оценки уровня жизни пенсионера. В современных рыночных  условиях приобретение благ и услуг зависит от уровня доходов пенсионера и цен на потребительские товары и услуги. Рост материального достатка отстает от растущих ожиданий пожилых людей относительно уровня и качества жизни.  

     Реформирование пенсионной системы не дало должного результата и в целях улучшения уровня пенсионного обеспечения и приведения пенсионной системы в соответствие с реально складывающимися социально-экономическими условиями требуется дополнительная реформа пенсионного законодательства. Возможно, следует институциональными средствами установить пожилым людям такой уровень дохода (пенсии), которые позволили бы им обеспечивать удовлетворение всех жизненных потребностей и  экономическую самостоятельность; гарантируя покупательную способность пенсий, особенно в части оплаты услуг по уходу, потребность в которых с возрастом увеличивается; продолжая мероприятия по защите накоплений пожилых людей от воздействия инфляции.     

     Система социальных льгот в условиях России никак не реализует принцип социальной справедливости. Чем человек, имеющий статус, например, бывшего несовершеннолетнего узника, хуже или лучше, человека, имеющего другой статус?

     Система социальных льгот в условиях России никак не реализует принцип социальной справедливости. Чем человек, имеющий статус, например, бывшего несовершеннолетнего узника, хуже или лучше, человека, имеющего другой статус? Политика формирования доходов и поддержания социального статуса пожилого населения путем льгот (их более 1000), которые неразрывно связанные с пенсиями, пособиями, и социальным обслуживанием, по крайней мере, не этична, не говоря уже о рациональности. Система государственных и негосударственных пенсий должна быть реформирована таким образом, чтобы не делить людей, имевших примерно одинаковое трудное прошлое на категории и статусы. Справедливым видится решение проблемы стимулирования групп людей, внесших значительный вклад в оборону и развитие страны достойными пенсиями, а имеющиеся социально-экономические проблемы страны (жилищные, транспортные, медикаментозного обеспечения и другие) решать другими достойными методами. Разрыв между финансовыми возможностями государства и реальными возможностями бюджетов всех уровней остается значительным, и этот факт заставляет искать более оптимальные пути решения стоящих перед государством и обществом проблем связанных с реализацией конституционных гарантий пожилым людям.
     Качество физического и психического здоровья также оставляет желать лучшего. Способность пожилых людей участвовать в жизни общества, самым непосредственным образом связана с состоянием здоровья. В последние годы отмечается ухудшение показателей здоровья россиян, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности, в том числе от неестественных причин. 

     Среди пожилых людей практически здоровых мало. В основном люди старших возрастов страдают различными хроническими заболеваниями. Отличительная особенность гериатрических больных - сочетание патологических изменений различных органов и систем, излишняя медикализация, а отсутствие альтернативных методов сохранения и реабилитации здоровья усугубляют проблемы.  Средства массовой информации должны стать активными пропагандистами и распространителями теорий, методик и новаторских  практик по сохранению потенциалов здоровья и продуктивного старения. К сожалению,  образ жизни многих россиян очень далек от идеала, но современная жизнь диктует всем российским гражданам необходимость активно укреплять и сохранять свое здоровье, повышая  значимость здоровья и его ведущее место в шкале жизненных ценностей. Многие экономически развитые страны основное внимание уделяют оздоровлению  своих граждан. Так, известный демограф А.Г.Вишневский пишет: «Между  1960 – 1990 годами  душевые расходы на здравоохранение выросли в пять раз. А где-нибудь во Франции или Японии – чуть не в сорок. Разница, конечно, существенная, эффект тоже. Наше государство скупо на вложения в здоровье…». 

     Минздрав рассматривает себя как «министерство болезней», ограничиваясь «Минздрав предупреждает», считает, что оно не причастно к причинам высокой смертности. Этот глобальный вопрос государство должно решать комплексно и взять на себя часть ответственности за здоровье и улучшение качества жизни населения. Ресурсов много, и один из них профилактическая медицина. Всё больше становится очевидной необходимость разработки мер стимулирования тех граждан, кто поддерживает высокий уровень работоспособности, заботится о своем здоровье и сохраняет его. Ибо здоровье является системной категорией, включающей не только медико-биологические факторы, но и демографические, психологические, социально-экономические, правовые, этические и другие, постоянно взаимодействующие между собой. 

     Целесообразно законодательно наладить механизм стимулирования здорового образа жизни и считать здоровье экономической категорией. Пожилые люди со средним или плохим здоровьем в наименьшей степени удовлетворены жизнью и чаще испытывают социальную изоляцию. В целом удовлетворенность или неудовлетворенность пожилых людей своим здоровьем тесно связана с их удовлетворенностью или неудовлетворенностью жизнью вообще. Они устойчиво нуждаются в профилактической, лечебной и социальной помощи. Именно отношение к здоровью, лежащее в основе активной жизненной позиции, от части во многом определяет социально-ролевой статус любого гражданина, его общественное положение, материальное благосостояние.   Необходимо начинать профилактику старения в молодые годы, далее уделяя внимание массовым видам спорта и всевозможным оздоровительным клубам и кружкам в зрелые годы. Желательно, чтобы и лица предпенсионного возраста имели возможность участвовать в занятиях лечебно-профилактической физкультурой и гимнастикой. Отделения социальной реабилитации при учреждениях социального обслуживания с успехом могут быть дополнены спортивными «Клубами» для пожилых людей разной направленности, в зависимости от потребностей населения и возможностей учреждений и местных муниципалитетов.
     Повсеместно на территории Российской Федерации созданы учреждения, ориентированные на обеспечение ухода и медико-социальную реабилитацию пожилых людей. Прежнее монопольное стационарное социальное обслуживание населения дополнилось государственной (муниципальной) системой социального обслуживания граждан пожилого возраста, которая представлена самостоятельными учреждениями различных типов, а также подразделений, находящихся в структуре органов социальной защиты населения, которыми осуществляется предоставление социальных услуг во всех формах обслуживания (нестационарная, полустационарная, стационарная и срочная социальная). В дополнение к традиционным многоместным домам-интернатам для престарелых, существовавшим десятки лет, появились специализированные учреждения малой вместимости с приближенными к домашним условиями проживания.

     В дополнение к традиционным многоместным домам-интернатам для престарелых, существовавшим десятки лет, появились специализированные учреждения малой вместимости с приближенными к домашним условиями проживания.

     Надомная форма социального обслуживания граждан пожилого возраста существовала сначала при домах-интернатах и органах социальной защиты населения, а затем при центрах социального обслуживания по месту жительства. Бурное развитие нестационарных форм социального обслуживания (надомной, полустационарной и срочной социальной) при стабильном росте сети стационарных учреждений сыграло главную роль в формировании современной целостной системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и это одно из положительных достоинств нынешних преобразований.

      Перед людьми старших возрастов встают новые задачи, связанные с обеспечением, восстановлением и развитием индивидуальных, творческих способностей с учетом возможностей организма; созданием оптимальных условий для самореализации, самовыражения через «занятость» в различных сферах жизнедеятельности; улучшением качества жизни; социальной и экономической независимостью в новых условиях существования. Эти задачи реализовать нелегко, но стоит их осмыслить и необходимо их решать. Ресурс старшего поколения, их мудрость и опыт должны быть направлены на решение социальных и экономических задач страны. К сожалению, сейчас и в нашей стране при известном дефиците рабочей силы, идут процессы искусственного принижения ролевого статуса и отчуждения от активной жизни пожилых людей. Искусственное принижение социальной значимости пожилых людей неизбежно увеличивает меру конфликтности в обществе, порождая рост преступности, наркомании, беспризорности и т. д. Вероятно, правомочно говорить об уровне не только физического, но и нравственного здоровья в обществе. Социальные отношения, семейный и социально-экономический статус являются основными факторами, определяющими социальный статус пожилого человека, с которым тесно связано понятие качества жизни.
     Западные ученые выдвинули теорию активности, которая основывалась на проведенных в Голландии, Италии, Германии и США исследованиях. В соответствии с этой теорией, пожилые люди должны как можно дольше сохранять свою активность, дополняя свою традиционную деятельность новыми  видами и формами. Любой пожилой человек в обществе способен найти место соответствующее его здоровью, жизненным планам, интересам, способностям. Данная теория самая популярная во многих западных странах. Концепция продуктивного старения считает, что любая работа, выполняемая пожилыми людьми (оплачиваемая и неоплачиваемая), связанная или не связанная с производством товаров и услуг, считается продуктивной. Подготовка и обучение пожилых людей, направленная на приобретение и овладение специальностью для занятия такого рода, также считаются продуктивными. Волонтерская, добровольческая педагогическая, просветительская, забота о других членах семьи, знакомых, помощь молодым, занятие любимым делом, хобби и иная деятельность как дома, так и, вне его - тоже продуктивная деятельность.
     Большинство (92%) «благополучных  пожилых людей» (то есть имеющих семью, хорошее материальное положение, социальное самочувствие и нормальное настроение), согласно исследованиям З.М. Саралиевой, регулируя свои устремления и поведение, сохраняют компетентность, и в постоянно меняющейся социальной среде проявляют «активный интерес к жизни за порогом дома» и являются социально-активными.

Такие пожилые люди живут полноценной жизнью, сочетая волонтерскую работу и посильную деятельность, что в условиях старения обеспечивает необходимое сочетание активности и интереса жизни. Рассмотренная концепция является ведущей при разработке многих социально-геронтологических проектов. 

     Формирование активной жизненной позиции дает шанс пожилым людям занять подобающее им социально-ролевой статус в российском обществе, ибо их самый ценный капитал – это знания, опыт, жизненная мудрость следует вдумчиво и целенаправленно использовать на развитие благосостояния страны. 

     Формирование активной жизненной позиции дает шанс пожилым людям занять подобающее им социально-ролевой статус в российском обществе, ибо их самый ценный капитал – это знания, опыт, жизненная мудрость следует вдумчиво и целенаправленно использовать на развитие благосостояния страны. У нас в стране не хватает выработанных методов воспитательной и психолого-адаптационной работы с пожилыми. Анализируя клиентов государственных учреждений социального обслуживания, можно выявить снижение оптимистических положительных показателей именно у 60-65 летних граждан.     У них более ярко выражены замкнутость на личных болезненно - возрастных проблемах, снижение активности и общительности, зато повышены пассивность, пессимизм и недовольство. Напрашивается вывод о необходимости активизации  реабилитационной работы с людьми именно предпенсионного и раннего пенсионного возраста, увеличение объемов и изменения форм и методов работы с этой категорией граждан с учетом преобразований в обществе. Осложняет работу с данной категорией лиц отсутствие достаточного количества научной и профессиональной литературы касающейся практических геронтологических вопросов и социального обслуживания. Пожилым людям старших возрастов следует обеспечить достойный и качественный уход в период дожития и ухода, а с пенсионерами более ранних возрастов и, в особенности, с лицами предпенсионного возраста следует проводить целенаправленную работу на активизацию жизненной позиции и удлинение периода трудоспособности и самообслуживания.

     В современный период социально-экономического развития социализация пожилых людей происходит труднее. Помимо того, что сами пожилые люди нередко воспринимают снижение собственного качества жизни как естественный процесс, так ещё и ускорение научно-технического прогресса у людей пенсионного возраста вызывает сложности с освоением ими знаний и навыков, усвоением стереотипов поведения, ценностных ориентиров, обеспечивающих адекватное участие в различных формах социального взаимодействия. 

     Инструментом для сохранения способности к социальной адаптации и интеграции через получение на системной основе сведений об изменяющемся мире является образование в пожилом возрасте.

     Инструментом для сохранения способности к социальной адаптации и интеграции через получение на системной основе сведений об изменяющемся мире является образование в пожилом возрасте. В настоящее время в развитых странах социализация граждан пожилого возраста признается важным средством повышения качества их жизни. Изменение мировоззрения и социального окружения вызывает у пожилых людей дестабилизацию психического состояния, снижение уровня социально-психологической адаптации. Лица старшего возраста вынуждены одновременно приспосабливаться к возрастным изменениям и к социальным изменениям как на уровне группы (потеря статуса, социальных ролей) так и на уровне общества. Прекращение работы сопровождается у многих из них коренными переменами в образе жизни, разрывом привычных социальных связей в сочетании с равнодушным отношением со стороны окружающих и сужением социокультурных возможностей, что нередко сопровождается устойчивым стрессовым состоянием.

    Учреждения социального обслуживания помогают пенсионерам организовать жизненное пространство таким образом, чтобы доступными средствами в возможной степени компенсировать последствия старения. Вместе с тем, требуется частичная реорганизация функций учреждений социозащитной сферы так, чтобы они были ориентированы на более рациональное и конструктивное решение социально-бытовых проблем лиц пожилого возраста, способствовали овладению пожилыми людьми современными схемами поведения и взаимодействия, препятствовали социальному отчуждению; содействовали адаптации людей на разных этапах старения ("молодые пожилые", пожилой возраст, старость, долгожительство).
     В сфере межпоколенных отношений, в том числе в собственной семье, пожилыми людьми особенно болезненно переживается невостребованность имеющегося у них нравственного, духовного, культурного потенциала. Семья играет исключительно важную роль на завершающих этапах жизненного цикла человека; образуя ближайшую среду, которая может предоставить пожилым людям материальную помощь и поддержку, обеспечить безопасность и уход, дополнить социальные контакты, сделать более активным образ жизни. В то же время, особенно, в расширенных семьях часто возникают проблемные ситуации, наблюдаются факты физического или психологического, прямого или косвенного насилия над пожилыми, эйджизм и отсутствие реальных возможностей для реализации права на справедливое обращение. В настоящее время традиционная установка на попечение о пожилых родственниках в семье меняется вследствие разных причин, из которых чаще всего встречаются возрастание издержек семьи, расширение урбанизации, увеличение миграции трудоспособного населения. Степень ответственности семьи за предоставление традиционного ухода и удовлетворение потребностей стареющих людей уменьшается параллельно с увеличением нагрузки на традиционных опекунов (как правило, женщин). 

     Политика в области обеспечения пожилым людям достойных жилищных условий в целях освобождения их от зависимой, патерналистской опеки, от посторонней помощи должна преследовать   благоустройство жилья и его адаптацию к физическим возможностям и потребностям пожилых людей путем проведения реконструкции и улучшения условий проживания, с учетом их принадлежности к медико-социальной группе и степени утраты способности к самообслуживанию. Государство тратит громадные средства на развитие нанотехнологий, военной техники, а осуществление специальных мер, направленных на обеспечение безопасности и удобства пожилых людей в домах и квартирах, на улицах и в транспорте оставляет желать лучшего. Жилье для пожилых людей следует рассматривать как нечто большее, чем просто крыша над головой, нужно учитывать его психологическое и социальное значение. Обеспечение необходимыми в быту приспособлениями способствует сохранению у пожилых людей, в первую очередь инвалидов, способности к самообслуживанию и возможности жить в своем доме в привычных условиях.  Да и государственному бюджету обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в собственном доме обходится в десятки раз дешевле, чем обслуживание в стационарном учреждении.

     В старости сужается круг общения, невосполнимой становится утрата - друзья и знакомые уходят из жизни, а группы по интересам, самопомощи и взаимопомощи, общественные объединения, локально организованные сообщества, включая религиозные организации, недостаточно развиты. Дома культуры, библиотеки, театры, музеи, концертные залы, кинотеатры - являются для пожилого населения важнейшими источниками поддержания контактов с культурными ценностями, но выход на пенсию ограничивает возможности пожилых людей нашей страны в пользовании услугами этих учреждений: во-первых, из-за ослабления стимулов для поддержания определенного культурного уровня, во-вторых, из-за финансовых затруднений, и в-третьих, за частую, новые элементы современной культуры отторгаются ими.
      Основным источником культурной информации для пожилых людей, который обеспечивает их сведениями о текущих социально значимых событиях, классических и новых культурных ценностях становятся СМИ и люди старших возрастов традиционно пользуются этими общедоступными средствами массовой информации. Хотя на  уровне государственных средств массовой информации создаются рубрики информирующего, консультативного, развлекательного характера, но они мало ориентированны на удовлетворение интересов и запросов пожилых людей, на их эффективную социокультурную адаптацию. Быстро изменяющийся поток фактов и разнообразной информации воспринимается пожилыми людьми большей частью консервативно.   

     Поэтому следует привлекать на государственном и муниципальном уровнях средства массовой коммуникации для реализации просветительских, информационных, консультативных, развлекательных программ для пожилых людей с учетом их групповых интересов. С целью снижения влияния негативных факторов, препятствующих полноценному участию пожилых людей в процессах социальной коммуникации, необходимо разработать специальные государственные меры, направленные на повышение ответственности семьи (взрослых детей, внуков) за благополучие пожилых родителей и на укрепление межпоколенных семейных отношений, осуществлять экономическую и социальную поддержку семей по уходу за престарелыми родственниками, обеспечить пожилым людям возможность расширять круг межличностных контактов с помощью групп неформальной принадлежности и за счет специальных структур (клубы по интересам, консультативные пункты, службы знакомств и другое), стимулировать развитие социального участия пожилых людей в организованной жизни местных сообществ, обеспечить доступ пожилых людей к образовательным программам, поощряя их стремление к непрерывному образованию, в первую очередь в период подготовки к выходу на пенсию, развивать систему доступного бытового обслуживания пожилых людей, особенно проживающих в малых городах и сельской местности.
      Сложность поддержания адекватной жизненной активности пожилых людей заключается в том, что возрастные изменения часто сочетаются с хроническими заболеваниями различной степени тяжести. Соответственно охрана здоровья, медицинская помощь и лекарственное обеспечение, уход за тяжелобольными и слабыми становятся необходимыми компонентами социальной политики государства в отношении пожилых людей, требующими значительных материальных затрат и подготовки высококвалифицированных кадров, знакомых с особенностями стареющего организма и спецификой сохранения здоровья пожилых людей. На первый план выдвигается улучшение качества адресной реабилитационной и оздоровительной работы с пожилыми людьми. Необходимо, чтобы права, гарантирующие здоровое старение, учитывали насущные социальные, экономические, духовные, психологические и физиологические потребности пожилых людей. Государство и общество должны взять на себя ответственность за обеспечение оптимального уровня здоровья в поздний период жизни человека. В связи с этим целесообразно создать в Российской Федерации разветвленную систему геронтологической помощи населению: как ни один ребенок не может обойтись без педиатра, так и каждый пожилой человек нуждается в помощи гериатра.  Реализация соответствующих программ, просветительская работа среди населения пожилого возраста в отношении правильных методов организации питания, профилактики заболеваемости и раннего старения, во многом будет способствовать решению проблемы достойной старости. 

     Эффективность государственной социальной политики напрямую зависит от формирования квалифицированно кадрового потенциала. Решение проблем подготовки кадров для работы с пожилыми людьми даст социальный и экономический эффект. С социальной точки зрения квалифицированный персонал будет способствовать улучшению качества жизни пожилых людей, сможет оказывать им помощь и поддержку в непрерывном режиме, что позволит предотвратить или существенно снизить риск возникновения тех состояний социального неблагополучия пожилых людей, которые требуют долгосрочного и дорогостоящего вмешательства государственных структур и служб. Однако прежде необходимо преодолеть существенное затруднение - непрестижность работы по обслуживанию пожилых людей в социальной сфере и достойное увеличение заработной платы социальных работников. К числу препятствий частного характера могут быть отнесены не только недостаточный профессионализм специалистов социальной сферы, равнодушие представителей других возрастных категорий к проблемам пожилых людей, но и нежелание или невозможность пожилых людей решать свои проблемы собственными силами.
      Для преодоления этого необходимы переоценка на федеральном и региональном уровне действующего законодательства с целью ликвидации в нем пробелов, касающихся осуществления комплексных мер по улучшению гарантированных Конституцией достойных жизненных условий пожилым людям по каждому из блоков образа жизни.  Желательно установить четкие полномочия федеральных, региональных и местных органов управления, а также коммерческих и общественных, (в том числе конфессиональных, корпоративных) организаций для решения конкретных проблем пожилых людей. Создать государственно-общественный орган, координирующий усилия, связанные с улучшением социального положения и качества жизни пожилых людей, и обладающий необходимыми для этого нормативно-правовыми ресурсами и полномочиями. В силу объективного хода демографических процессов на уровне регионов необходимо перераспределить ресурсы, оптимизировав инфраструктуру системы социальной защиты, обслуживающей пожилое население. Только через нормализацию положения пожилых людей на уровне каждого субъекта Российской Федерации, позитивное изменение отношения к старости можно гарантировать свободный доступ пожилых людей к социальному благосостоянию.

28.11.2014


Контакты

Contacts

  • г. Пудож, ул. Пионерская, 1

Связаться с разработчиком сайта
Случайное фото